«Добровольчество создаёт национальный характер, с его помощью общины и страны живут в духе сострадания, дружбы и доверия».
Брайан О'Коннел
Квалифицированные некоммерческие организации и государственные учреждения, действующие в социальной сфере и привлекающие к своей деятельности добровольцев, как правило, ставят перед собой три основные задачи:
1. Привлечь нужных добровольцев.
2. Сделать работу добровольцев максимально полезной для клиентов организаций и объектов их заботы.
3. Обеспечить условия для добровольной работы людей, чтобы работа добровольцев была максимально комфортной и позитивной для них самих.
Наиболее успешные организации выстраивают свою систему ценностей и культуры, привлекающую добровольцев в организацию и одновременно, создают поддерживающую организационную структуру работы с добровольцами.
Сегодня в России уже довольно много организаций, привлекающих добровольцев к своей деятельности. Есть добровольческие центры, предоставляющие услуги по привлечению добровольцев для разных организаций, мероприятий, событий. Создаются местные добровольческие центры в России, которые предоставляют полный набор услуг по соединению интересов людей и потребностей организаций, по обучению добровольцев и повышению квалификации организаторов, оказывают системную гарантированную поддержку добровольческой деятельности и продвигают ценности добровольчества в общество.
Многие благотворительные организации своим возникновением и существованием обязаны людям, которые в достаточной мере озабочены решением проблем местного сообщества, чтобы тратить на это свое время и ресурсы. Некоторые организации основывают и, на протяжении всего своего существования, поддерживают свою деятельность исключительно за счет добровольческой деятельности. Некоторые организации привлекают добровольцев в помощь штатным сотрудникам.
Условно можно разделить добровольцев на три основные группы по степени участия в деятельности организации:
• постоянные добровольцы (члены Правлений, консультанты, специалисты, помощники клиентов и подопечных, ведущие добровольческих программ, клубов, секций, обучающих программ, выполнение функций сиделки или распространителя информации о достопримечательностях города и пр.),
• временные добровольцы (практиканты, стажеры, исследователи, люди, планирующие или ожидающие штатную должность),
• разовые добровольцы, участвующие в разовых мероприятиях (участие в добровольческих акциях, обслуживание семинаров, конференций, круглых столов, фестивали, конкурсы, лагеря, благотворительные сезоны, эпизодическая помощь в краткосрочных проектах).
Любая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев, стремится адекватно ответить, как на альтруистические побуждения, так и на личную прагматичную заинтересованность людей. Ответственность организации, с одной стороны, состоит в том, чтобы точно выявлять, имеющиеся у людей потребности и мотивы, способствующие достижению общественной пользы. И в этом случае, лидеры должны использовать методы, которые не ухудшат представления человека о самом себе. С другой стороны, организация, реализуя собственную Миссию, безусловно, дополнительно мотивирует людей для достижения своих целей. И основным содержанием мотивирования может быть предоставление каких-либо возможностей мотивируемому человеку. И в этом случае, лидеры должны выбирать стимулы, точные методы убеждения, аргументы, которые не искажают социальную реальность.