Корпоративное добровольчество в России стало развиваться относительно недавно – со второй половины 90-х ХХ века. Его развитие связано со входом на российский рынок крупных зарубежных компаний и новым опытом ведения коммерческой деятельности, полученным российскими компаниями за рубежом, учитывающим принципы социальной ответственности бизнеса. Особое внимание к корпоративному добровольчеству в контексте корпоративной социальной ответственности применительно к российскому бизнесу проявилось в ходе широкой общественной дискуссии по этому поводу в 2004 году и после принятия Российским союзом промышленников и предпринимателей «Социальной хартии российского бизнеса».
«Корпоративное добровольчество – это не разовый «субботник», а часть корпоративной культуры, основанной на гуманистических ценностях, развитии инициативы и креативности. Именно такая корпоративная культура способствует найму и удержанию лучших кадров, развитию чувства преданности фирме и укреплению репутации компании. При такой корпоративной культуре руководство компании и сотрудники разделяют единые ценности и готовы добровольно уделять свое рабочее время и профессиональные знания на благо общества и своей компании»[1].
Корпоративное добровольчество имеет ряд особенностей.
Во-первых. Один из основополагающих принципов добровольчества – свободный выбор человека в осуществлении добровольной деятельности, в контексте корпоративного добровольчества может ограничиваться стратегическими интересами корпоративной социальной ответственности компании, в которой он работает. Однако за работником всегда остается право выбора - действовать, или нет.
Имеются и другие примеры. В некоторых компаниях, например в Корпорации Intel , сотрудники сами объединяются в добровольные комитеты для организации и управления программами корпоративного добровольчества. Такие компании выделяют на их деятельность определенный бюджет. Решения по содержанию программы и партнерам принимаются самими сотрудниками.
Во-вторых. Корпоративное добровольчество предполагает выполнение добровольного труда, как в период рабочего времени, так и за его пределами (в зависимости от выбранной компанией стратегии корпоративной социальной ответственности).
В третьих. Корпоративное добровольчество предполагает не только добровольческий труд сотрудников компании, но и их частные добровольные пожертвования на благотворительные цели. Компании зачастую не проводят четкого разграничения между участием в благотворительной деятельности бесплатным трудом/деятельностью и финансовыми/материальными пожертвованиями сотрудников.
В четвертых. Добровольчество в компаниях, реализующих стратегии корпоративной социальной ответственности, чаще именуется волонтерством.
В социально ответственных компаниях «существует два подхода к развитию корпоративного волонтерства. Первый основан на вовлечении сотрудников в уже существующие социальные программы компании, при этом, как правило, имеется в виду волонтерская деятельность в свободное от работы время.
Второй подход, более стратегический, подразумевает разработку программ корпоративного волонтерства на основании анализа текущей ситуации и в соответствии с корпоративными ценностями и перспективами развития. Оба эти подхода не только не исключают друг друга, а наоборот, могут обеспечить цельную эффективную программу корпоративного волонтерства»[2].
Мировые тенденции в области корпоративной социальной ответственности оказывают решающее воздействие на выбор крупными российскими компаниями подходов в области определения собственной социальной политики. Одним из центральных аспектов таких подходов является вовлечение сотрудников компании в благотворительную и волонтерскую деятельность. Грамотная организация программ корпоративного волонтерства позволяет укрепить корпоративный дух, уменьшить текучесть кадров, установить новые контакты.
Статистика по корпоративному волонтерству в РФ доступна в контексте отчетности конкретных компаний, осуществляющих программы корпоративной социальной ответственности
В настоящее время смело можно говорить о том, что уже обозначилась тенденция, когда компании перестают быть пассивными донорами, отвечающими на запросы общества, но и сами активно предлагают собственные решения различных социальных проблем.
[1] Корпоративное волонтерство: опыт российских и международных компаний, под общей редакцией Е. Корф, Форум лидеров бизнеса, 2008
[2] Корпоративное волонтерство: опыт российских и международных компаний", под общей редакцией Е. Корф, Форум лидеров бизнеса, 2008.